Меню Закрыть
Приватизация земельного участка

Как приватизировать земельный участок?

Приватизация земельного участкаПриватизация земельного участка в текущих условиях до сих пор считается актуальной. Несмотря на явную урбанизацию общества, земля остается ценным ресурсом, который может быть использован для совершенно различных целей.

Однако стоимость надела не позволяет обзавестись собственной недвижимостью большинству граждан. В таких ситуациях важно рассмотреть возможность бесплатного получения государственного или муниципального участка в полноправное владение.

Приватизация: что это такое и когда возможна?

Под приватизацией земли стоит понимать оформление в личную собственность участков, владельцами которых являются государственные органы или муниципальные ведомства.

В отдельных случаях, строго определенных законодательством, граждане России могут рассчитывать на реализацию данной процедуры.

В первую очередь это относится к следующим категориям лиц:

  1. родители трех и более детей;
  2. лица, обладающие участком по праву безвозмездного пользования в течение 5 лет, вправе приватизировать землю на 6 лет для проведения строительных работ по ИЖС или для осуществления личного подсобного хозяйства. В дополнение стоит учитывать отдельные ситуации, когда надел может быть оформлен в собственность при трудоустройстве в муниципальном образовании;
  3. граждане, решившие обзавестись землей на территориях Дальневосточного федерального округа;
  4. в садоводстве и гаражно-строительных кооперативах приватизация также происходит безвозмездно. Поэтому если заинтересованный человек состоит в садоводстве или желает получить землю под гаражом, он имеет возможность обзавестись собственным участком бесплатно;
  5. иные категории лиц, которые обладают соответствующим правом с учетом принятых норм федерального и регионального законодательства.
Важно: власти субъекта РФ вправе самостоятельно уточнять список людей, которые могут воспользоваться вариантом с проведением приватизации.

Алгоритм действий для инициации и проведения процедуры

Лицам, решившим обратиться в компетентные ведомства за оформлением участка в частную собственность, в первую очередь необходимо определить: с чего начать процесс.

Шаг первый: подготовка документов

Перечень обязательных бумаг определен административным регламентом и выражен в следующих позициях:

  • заявление о выделении конкретного надела, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • паспорт заявителя;
  • паспорт представителя, если заявитель действует через доверенное лицо. В данном случае дополнительно потребуется обзавестись нотариально заверенной доверенностью;
  • свидетельство, подтверждающее право собственности ходатайствующего на участок;
  • схема расположения надела – актуальна в том случае, если участок лишь предстоит выделить, а проект межевания территории, где располагается надел, отсутствует;
  • выписка из ЕГРН. Не является обязательной позицией, так как ведомство, уполномоченное за рассмотрение ходатайства, может самостоятельно запросить данный документ. Но рекомендуется все же изначально предоставить бумагу для ускорения процесса рассмотрения;
  • документы, которые используются в качестве подтверждения права на инициацию процедуры.

Заявление о приватизации земельного участка

В зависимости от конкретных обстоятельств могут быть затребованы дополнительные документы.

Однако в случае намеренного затягивания процесса уполномоченными сотрудниками, следует обратиться к вышестоящему руководству для получения обоснованного ответа по вопросу, касающегося сведений, необходимых для проведения приватизации.

Шаг второй: направить пакет документов в уполномоченное ведомство

В зависимости от того, кем является собственник приватизируемого участка, ходатайство может быть направлено либо в местную администрацию, либо в территориальное подразделение Росимущества.

Для получения информации о владельце надела стоит обратиться к выписке из ЕГРН.

В случае использования второго варианта допустима подача бумаг:

  • через Многофункциональный центр;
  • с помощью официального сайта ведомства;
  • заказным письмом с описью вложений.

Срок вынесения решения о согласовании проведения приватизации составляет 30 суток с даты регистрации ходатайства. В отдельных ситуациях возможно продление отведенного времени вплоть до 45 дней.

Шаг третий: получить решение уполномоченного ведомства

Если отсутствует необходимость в выделении участка или проведении межевания, то нужно лишь обратиться в администрацию или управление Росимущества для получения письменного подтверждения права на приватизацию.

В противном случае выдается лишь решение о предварительном согласовании – итоговые выводы будут доступны сразу после уточнения границ и регистрации полученных сведений в Росреестре.

Шаг четвертый: провести межевание и обратиться в Росреестр

Для проведения кадастровых работ придется воспользоваться услугами кадастрового инженера, который также подготовит межевой план.

В договоре допускается прописать обязанность специалиста о размещении результирующих документов в электронное хранилище Росреестра. Подобное уточнение позволит при регистрации участка указать лишь идентифицирующую комбинацию, что существенно упростит процесс.

После реализации всех заявленных работ остается обратиться лишь в Росреестр с запросом о внесении изменений в кадастровый учет на основании сведений, полученных от процедуры межевания.

Шаг пятый: обратиться в уполномоченное ведомство для получения итогового решения

Для этого необходимо предоставить запрос о выделении земельного участка в личную собственность на безвозмездной основе. Потребность в повторном сборе документов отсутствует – решение выносится по ранее принятому предварительному согласованию.

Шестой шаг: зарегистрировать право собственности на землю

Для этого вновь нужно обратиться в Росреестр с рядом следующих документов:

  • заявление о регистрации права;
  • паспорт заявителя;
  • решение уполномоченного ведомства;
  • квитанция в качестве подтверждения факта оплаты государственной пошлины за инициацию процедуры. Стоит отметить, что данная позиция не является обязательной, так как информация о внесении необходимой суммы отражаются в общей базе данных.
Если на момент обращения госпошлина не была оплачена, заявителя уведомляют об этом и требуют исправить нарушение до конкретной даты.

Заявление о регистрации права собственности

Заявление и иные сведения можно предоставить следующими способами:

  1. при непосредственном обращении в Росреестр или МФЦ;
  2. с использованием услуг почтовой связи, с обязательной описью вложений и уведомлением о вручении;
  3. с помощью функционала официального сайта Росреестра.

В завершении для подтверждения факта проведения государственной регистрации права собственности выдается выписка из ЕГРН.

Последняя стадия занимает не более 9 рабочих дней с даты получения ходатайства и документов, если запрос был подан через Многофункциональный центр. В случае обращения непосредственно в регистрирующий орган максимально допустимый срок – одна рабочая неделя.

Как зарегистрировать недвижимость на участке?

Если земля, подлежащая приватизации, располагается под частным домом или под многоквартирным жилым домом, то потребуется регистрация указанных объектов капитального строительства.

Для их постановки на кадастровый учет нужно собрать следующие документы:

  • заявление о проведении регистрации;
  • бумаги, подтверждающие право собственности на землю;
  • технический план самого объекта (или его идентифицирующий номер, если он располагается в электронном хранилище Росреестра);
  • письменное доказательство согласования вопроса с местной администрацией о вводе объекта в эксплуатацию или о проведении строительных работ.

Регистрация недвижимости не всегда является обязательной, но для осуществления сделок с земельным участком все же потребуется поставить все объекты капитального строительства на учет.

Стоимость приватизации

Сама процедура получения в личную собственность участка, находящегося во владении у государства или местных органов власти, не предполагает необходимости в затратах, если право заявителя подтверждено законом.

Однако за сопутствующие услуги по оформлению документов все же придется заплатить:

  1. одна из самых затратных позиций – это уточнение границ участка. Стоимость услуг кадастрового инженера во многом определяется региональными стандартами и техническими характеристиками участка: удаленность объекта, размер и форма, наличие дополнительных обременений и объектов капитального строительства. В среднем нужно будет подготовить сумму в 5-10 тысяч рублей;
  2. вторая статья расходов касается запроса документов – не все выписки и справки предоставляются бесплатно. В отдельных случаях возникает необходимость в оплате обязательного сбора;
  3. третья группа включает в себя иные затраты, будь то расходы на транспорт, представителя и т.п.

В итоге, бесплатная приватизация может обойтись в 10-20 тысяч рублей. Многое зависит от конкретных обстоятельств. К примеру, далеко не всегда нужно проводить межевание, что позволяет сэкономить почти до половины указанной суммы.

Но в случае с необходимостью установления границ земельного участка, регистрации капитальных объектов, при подаче запроса через представителя и использовании консультационных услуг, можно потратить до нескольких десятков тысяч рублей.

Поэтому перед инициацией процедуры стоит заранее уточнить свои финансовые возможности и оценить сопутствующие затраты, чтобы впоследствии не затягивать процесс ввиду отсутствия денежных средств.


Внимание!

Для получения БЕСПЛАТНОЙ юридической консультации:

1. Задайте ваш вопрос, через форму внизу страницы, или через онлайн-чат

2. Позвоните на горячую линию ( КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ! ):

Москва и Московская область +7 (499) 653-60-72 добавочный номер 564

Санкт – Петербург и область +7 (812) 426-14-07 добавочный номер 224

Решите свою проблему прямо сейчас!

Поделиться с друзьями:
Оценить статью:

У вас все еще остались вопросы по этой теме? Спросите юриста!

Популярные статьи: